Технология кейс-стади Современные образовательные технологии. Кейс – метод как педагогическая технология Что такое кейс метод


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»

Статья

«Кейс - метод - активный метод обучения»

подготовила

учитель начальных классов

Соловьёва Нелли Дмитриевна

г.Новый Уренгой

2012г.

Кейс- метод - активный метод обучения

В течение многих столетий главной целью образования считалось сообщение фактических знаний, используя которые можно было спокойно прожить всю жизнь. На современном этапе обучения этот принцип передачи знаний уже неэффективен. Главным, чему следует учить, становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем.

«Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления», - писал Сократ.

Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые эффективные методы, один из них - это кейс - метод.

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case - случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.

В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.

Классификацию видов «кейса» можно представить в виде таблицы:

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения

Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысливание

Научно-исследовательский кейс

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуаций

Исследование, проектирование

Кейсы можно представить в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Но надо учитывать, что большие по объему кейсы могут вызвать у обучающихся некоторые затруднения, особенно при работе впервые.

Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  1. соответствовать чётко поставленной цели создания;
  2. иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
  3. быть актуальным на сегодняшний день;
  4. быть ориентированным на коллективную выработку решений;
  5. иметь несколько решений для организации дискуссии.

Наиболее распространенная модель деятельности в режиме кейс-метода содержит следующие этапы:

1.Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию.

2.Преподаватель готовит кейс объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц.

3.Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника, лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал.

4.После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. Преподаватель выступает в роли ведущего, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.

5.Преподаватель совместно с обучающими подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

При работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика- они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые формы поведения. Главное для учителя в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, дать учащимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим найти пути решения проблемы. Но для этого ученики должны быть готовы к такой работе, иначе существует риск поверхностного обсуждения темы и формального ведения дискуссии.

Гарвардская школа по разработке и преподаванию кейс-методов выделяет 4 типа подходов организации образовательной деятельности в режиме данного метода. Они зависят от целей обучения, от уровня мотивированности и уровня знаний учеников, от умений учеников и преподавателя работать в режиме кейс-метода, от того, какие средства деятельности необходимо применять, от уровня помощи преподавателя обучающимся .

Типы кейсов (Гарвардская школа)

Создание проблемной ситуации

Подготовка

кейса

Выбор создание итогового решения

Обучающий кейс (Case-stated method).

Stated- установленный, зафиксированный

Педагог готовит кейс

Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме

Обучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся.

Аналитический кейс (Case-incident method).

Incident- присущий, свойственный, связанный

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

Эвристический кейс (Case-problem method).

Problem- проблема, проблемная ситуация

Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)

Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости

Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией

Исследовательский кейс (Case-study method).

Study- исследование

Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)

Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют

Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

При движении от подхода к подходу, видно, что возрастает уровень активности и ответственности и обучающихся и преподавателя, увеличивается объем аналитической, обобщающей, доказательной деятельности обучающихся, возрастают требования к профессиональному мастерству педагога, регулирующего, организующего образовательную деятельность.

Главным системообразующим фактором в данной классификации является не столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения способов деятельности. Постепенное освоение деятельности в режиме от обучающего кейса к работе в режиме исследовательского кейса даёт возможность учащимся проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал, что положительно скажется при формировании компетенций.

Но чем сложнее деятельность по работе с кейсами, тем больше учебного времени требуется для ее реализации, возникает риск нехватки учебного времени в режиме классно-урочной деятельности. Так, для работы в режиме обучающего кейса достаточно одного учебного часа. Аналитический кейс потребует уже не менее двух учебных часов. Эвристический кейс не менее трех учебных часов. Исследовательский - не менее 4-х часов. Достаточно много времени уйдёт и на подготовку кейса, поэтому его использование, будет ограничено 4-6 уроками в месяц.

Разрешение этой проблемы во многом зависит от профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции учителя. Объединение научно-исследовательской, методической и конструирующей деятельности преподавателя в подготовке кейс-метода способствует максимальной реализации развитию его способностей, обновлению его творческого потенциала.

Кейс-метод - эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС.

Информационные источники

  1. Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.. http://www.casemethod.ru/
  2. Реферативный обзор на тему «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» подготовлен коллективом Отдела методического обеспечения учебного процесса под руководством Н.Н.Комиссаровой с использованием литературных источников (учебных пособий, сборников статей, материалов периодических изданий), опубликованных в открытой печати на русском языке, а также интеллектуальных ресурсов сети Интернет. http://volkov.mmm-tasty.ru/entries/31269
  3. Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински, Методика преподавания экономических дисциплин (основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения), Москва, Вита пресс, 2007, С. 182
  4. http://planeta.tspu.ru/index.php?ur1=846 - материал для реализации всероссийского сетевого проекта,подготовлен Прищепа Т.А., доцент, к.п.н.

Технология «Кейс-стади» «Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно Школа бизнеса Гарвардского университета». Впервые он был применен в 1924 году. «Культурологической основой появления и развития кейс -метода явился принцип «прецедента» или «случая». Метод Case Studies предполагает: подготовленный в письменном виде пример кейса из практики; самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".


Кейс-стади (case-study) - буквально: "изучение случая". Форма активного проблемно-ситуативного учебного занятия. Непосредственная цель case-study - совместными усилиями сформулировать, проанализировать, дать оценку, выработать алгоритм практического решения проблемной ситуации, возникающей в контексте конкретного положения дел случая.


Кейс (case) многозначное слово: Case study социологическое исследование; Case fame моделирование управления; Case history наглядная иллюстрация; Case method метод анализа ситуации. Моделирование построение модели ситуации. Системный анализ системное представление и анализ ситуации. Мысленный эксперимент способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования. Методы описания создание ситуации описания. Проблемный метод представление проблемы, лежащей в основе ситуации. Метод классификации создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации. Игровые методы представление вариантов поведения героев ситуации. Мозговая атака генерирование идей относительно ситуации. Дискуссия обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения. Глоссарий


Кейс – это: Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это "кусочек" реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE). Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения. Кейс - это "моментальный снимок реальности", "фотография действительности". Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию (по Смоляниновой О.Г.).


«Ирина, молодой специалист, работает в редакции газеты «Юность» всего 6 месяцев. Ирина - очень скромная, рассудительная и симпатичная девушка. Над каждым своим проектом она работает очень долго и аккуратно, все досконально взвешивает. Она большой энтузиаст своего дела, но, к сожалению, мало интересуется людьми, что вызывает недовольство руководства и сотрудников редакции. Некоторые считают ее белой вороной. Чтобы «утвердиться» в глазах коллег, ей приходится преодолевать немало трудностей. Она часто берет недоделанную работу домой. По заданию редакции ей необходимо написать статью о финансовой деятельности одного банка. В одном журнале Ирина нашла очень интересный материал как раз по теме ее работы. Статью необходимо было срочно сдать, и Ирина, не успевая к сроку, решила заимствовать в своей статье большой фрагмент журнального материала, частично пересказав его своими словами. Через неделю, когда газета вышла, в редакцию позвонили. Это оказался автор заимствованной статьи из журнала. Он долго разговаривал с главным редактором газеты...»






Является ли ситуация, сложившаяся в редакции, типичной? Что является предпосылкой сложившейся ситуации? Что можно считать основной проблемой? Кто участвует в решении проблемы? Каковы их цели? В чем заключается «проблема» Ирины? От какой из сторон в большей степени зависит бесконфликтное решение ситуации? Почему Ирина попала в такую ситуацию? Что необходимо предпринять каждой из сторон? Какие вопросы должны быть решены для того, чтобы уладить проблему? Кто может принять решение? Какое решение должно быть принято? Каковы цели человека, который принимает решение? Какие действия должны быть приняты? Каковы последствия? Что бы вы сделали на месте главного героя? Почему? Вопросы


Данные результатов международного исследования PISA-2000 Группа «дефицитов», связанных с анализом информации и текстов: в целом умеют читать и понимать тексты, отвечать - однако необходимость дать развернутый ответ в виде текста вызывает трудности; достаточно хорошо схватывают общую канву текста, понимают его общее содержание, но невнимательны к деталям; не могут решить задачу, если необходимо дать качественный, а не количественный ответ; теряются при работе с составными текстами: если информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе разных по жанру), а понимание («вычитывание») информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, возникают трудности; как правило, ориентированы либо на общее содержание текста, либо на его фрагменты; чаще всего не имеют навыка работы с бытовыми, научно-популярными, публицистическими текстами.




Структура кейса Описание проблемной ситуации (собственно сам кейс); перечень вопросов, на которые надо ответить, или заданий, которые необходимо выполнить при работе с кейсом; пояснительная записка для преподавателя - это предназначенное для преподавателя описание особенностей кейса и работы с ним в аудитории; приложения, представляющие фактический материал в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, карточек, анкет.






Практический кейс Цель - детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Главный смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Должны быть максимально наглядными и детальными


Обучающий кейс Основные задачи - учебные и воспитательные, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное, и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.


Исследовательский кейс Выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности.




Критерии кейса 1. Источник Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения. 2. Процесс отбора Не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес, так как будет казаться нереальным. 3. Содержание Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Что касается цифрового материала, то его должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов. 4. Проверка в классе Проверка в классе - это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе или оценка реакции новой аудитории на кейс, который раньше рассматривался, но для других групп учащихся (другого класса, другой программы обучения). Изучение реакции на кейс необходимо для получения максимального учебного результата. 5. Процесс устаревания Большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку "это было уже давно". Проблемы, рассмотренные в кейсе, должны быть актуальны для сегодняшнего дня.


Этапы работы Стадия единения – погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. Варианты работы: Текст КС может быть роздан ученикам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС. Она соотносится с соответствующим разделом курса.


Стадия поляризации - организация совместной деятельности Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы: деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально; слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени; в каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации; в каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение.


Стадия мобилизации: обсуждение 1. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). 2. Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.






Этап анализа и рефлексии совместной деятельности (катарсис) Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.








3. Основной (аналитический) этап Вступительное слово учителя; распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков. первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений. второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.




Результаты работы с кейсом Учебные(результаты, связанные с освоением знаний и навыков) Освоение новой информации Освоение методов сбора данных Освоение методов анализа Умение работать с текстом Соотнесение теоретических и практических знаний Образовательные (результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения) Создание авторского продукта Образование и достижение личных целей Повышение уровня профессиональной компетентности Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем


Характеристики успешного кейса Хороший кейс рассказывает. Как все хорошие рассказы, хороший кейс должен быть с хорошей фабулой. Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы ученик забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешится. Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Возможно, ученики воспримут кейс как новость скорее, чем как историческое событие.


Характеристики успешного кейса Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей; во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни. Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику. Это вырабатывает склонность к эмпатии (участию, сочувствию, сопереживанию). Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т.п., то целесообразно, чтобы кейс представлял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения. Правила для учеников: высказывания должны быть не разрешается говорить нескольким главные идеи должны быть все обсуждения ведутся отказаться от и иметь нейтралитет к занять позицию преодолевать конфликты и без морализаторства серьезно участников активизировать и группу свои эмоции структурировать занятие. Заполнить пропуски в предложениях, касающиеся реализации технологической стороны работы над кейсом Правила для учителя:


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Можно рассматривать источником стабильного и прогрессивного социального развития. Всё чаще можно услышать о новых целях и задачах образования, которые ориентированы на подготовку специалистов в совершенно разных областях, способных независимо и эффективно вести деятельность в условиях постоянно меняющихся тенденций и быстрого ритма жизни. Исходя из этого, изменения касаются и образовательной практики, а также выдвигаются всё новые требования к технологиям в области образования.

И на сегодняшний день любая образовательная технология должна соответствовать ряду параметров:

  • Во-первых, она должна позволять студентам и учащимся
  • Во-вторых, она должна мотивировать студентов и учащихся к различным видам деятельности
  • В-третьих, она должна подразумевать работу с разными источниками информации, учитывая то, что информация сегодня и сама по себе является средством организации деятельности, а не целью обучения, как было раньше
  • В-четвёртых, она должна допускать организацию взаимодействия групп
  • В-пятых, она должна предполагать познавательную деятельность в нескольких областях
  • И, наконец, она должна представлять собой технологию контекстного обучения, которая позволит решать большое количество профессиональных задач

И всем представленным требованиям в наибольшей степени соответствует метод кейсов в учебном процессе.

Метод кейсов

Метод кейсов или кейс-метод представляет собой один из методов решения сложных проблем, которые не имеют чёткой структуры и предполагают применение студентами своего творческого потенциала и . Для него характерно наличие актуальной проблемы или ситуации, действующих лиц, драматической составляющей и необходимости совершать выбор. Наряду с этим, в кейс-методе участвуют субъекты, столкнувшиеся с конкретной проблемой или ситуацией в реальной жизни.

Кейсы, загадки, игры, головоломки и тесты для всестороннего развития своих навыков доступны по . Жмите на ссылку, чтобы узнать больше

Метод кейсов также может иметь несколько источников (видов информационной базы):

  • Социальная жизнь со всем обилием трудностей и достоверных фактов
  • Образование, определяющее задачи, цели и методы обучения
  • Наука, задающая методологические основы и обеспечивающая разнообразие методик
  • Литература художественной и публицистической направленности, из которой можно почерпнуть идеи и построить сценарий самого кейса
  • Статистические и другие данные

Всё это делает метод кейсов очень эффективным и удобным в применении. Как же его применять?

Особенности метода кейсов

Чаще всего кейс-метод осуществляется в аудитории, несмотря на то, что начальный, т.е. подготовительный этап состоит из самостоятельной работы и преподавателей и учащихся вне аудитории.

Подготовительный этап

Задача преподавателя на этом этапе состоит в том, чтобы произвести соответствующую подготовку, что означает:

  • Выявление фактов и определение характера взаимоотношений участников в процессе применения метода – в ходе реализации проблемы кейса
  • Моделирование ситуации, её начала, развития и завершения
  • Определение вопросов, аргументов и контраргументов, которые могут появиться у участников (вопросы должны служить указателями для учащихся в движении в верном направлении)
  • Составления домашнего задания
  • Разработка системы оценок решения кейса

Студенты на подготовительном этапе изучают предоставленный преподавателем текст ситуации (кейса) и выполняют необходимые задания, которые к нему относятся.

Реализация кейса

Само название метода говорит о том, что для разбора будет представлена какая-то ситуация. Нередко кейсом может являться какое-либо художественное или публицистическое произведение, где присутствуют все необходимые элементы: действующие лица со всеми характеристиками, включая внутренний мир, переживания, мысли, мотивы и т.д. Может предлагаться и описание ближайшего окружения основных персонажей, а также взаимоотношений между ними.

Интересно то, что контекст кейса (деятельный, эмоциональный, социальный, психологический) может сбивать участников кейса с толку, чтобы они не могли изначально уловить даже намёки на поставленную проблему. В ряде случаев контекст кейса включает в себя очертания отвлекающих и ложных проблем. Исходя из этого, результат работы по кейсу завит от того, насколько качественно и грамотно будут устранены отвлекающие моменты.

Диагностика ситуации

С целью анализа ситуации метод кейсов включает в себя и этап диагностики ситуаций, который состоит из трёх частей:

  • Первая часть – описывается реальное состояние объекта с учётом конкретных параметров
  • Вторая часть – определяется должное быть состояние объекта с учётом конкретных параметров
  • Третья часть – сравниваются реальное и должное быть состояние объекта

В том случае, если различий не найдено, то практическая деятельность с объектом может быть продолжена. Если же различия удаётся зафиксировать, то определяется тип этих различий и разрабатываются возможные способы их устранения.

Выработка альтернатив

Выработка альтернатив является ещё одним этапом диагностики ситуации. Он направлен на поиск альтернатив, при помощи которых проблемная ситуация может быть разрешена. Но данный этап можно считать качественно новой фазой диагностики.

Основная задача состоит в том, чтобы определить все варианты, посредством которых проблема может быть решена. Результатом должна стать выработка нескольких вариантов, детальный разбор которых задаст темп дальнейшей работе.

Одновременно с развитием познавательной деятельности учащихся в процессе обсуждения кейса, преподаватель может решать и ряд других задач, например:

  • в группе
  • Создавать в аудитории атмосферу, способствующую высказыванию и защите учащимися своих позиций
  • Производить оценку уровня знаний учащихся и их точек зрения по различным вопросам
  • Стимулировать умственную работу учащихся
  • Поддерживать энтузиазм учащихся по поводу разных учебных тем
  • Анализировать выполнение учащимися рабочих заданий и упражнений
  • Проверять усвоенный учащимися материал на практике
  • Формировать у учащихся креативное отношение к изучаемому материалу и

Обсуждение выводов

Этот этап считается завершающим. Во время него преподаватель обсуждает с учащимися выявленные ими в ходе кейса проблемы. В большинстве случаев, в самом начале дискуссии определяется её цель и предполагаемые результаты, а также задаётся конкретное для беседы время.

В процессе дискуссии очень важно, чтобы мог высказаться каждый участник, но при этом его позиция должна быть аргументирована и уточнена. Также подразумевается и активизация тех участников, которые занимают в обсуждении пассивную позицию, и сдерживание наиболее активных.

Не менее важно учитывать эмоциональный и проблемный аспекты. Эмоциональный аспект подразумевает управление эмоциональными состояниями учащихся, а проблемный – вычленение наиболее важных вопросов и участников именно на них.

Следует отметить, что завершающий этап меньше поддаётся контролю, чем начальный, ведь необходимо «сбавить обороты» обсуждения, что может оказаться нелегко. А форма завершения всего мероприятия, которая иногда зависит от хода дискуссии, должна соответствовать поставленным на начальном этапе целям. Причём не следует завершать занятие только одним способом, т.к. это может снизить интерес участников.

В качестве завершения можно использовать такие варианты:

  • Представить краткое резюме, основанное на выводах, сделанных в течение занятия
  • Задать дополнительные вопросы, которые в процессе не были затронуты
  • Предоставить новые данные (если диагностика кейса не позволила решить проблему, модно предложить дополнительные данные на тему дальнейшего развития событий, реализованных в кейсе)
  • Позволить учащимся подвести итоги (резюме могут быть как индивидуальными, так и групповыми, их подача может быть устной или письменной, а озвучены они могут быть либо в конце текущего занятия, либо в начале следующего)

Опыт, полученный в процессе применения метода кейсов различными организациями, преподавателями и другими людьми, чья деятельность связана с обучением, показал, что кейс-метод многократно повышает результативность образовательного процесса, т.к. позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формировать положительную мотивацию к освоению материала и получению новой информации в дальнейшем.

  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 2. Социально-исторические характеристики развития системы высшего образования
  • 2.1. Философские концепции образования
  • 2.2. Социологические подходы к исследованию высшей школы
  • 2.3. Развитие высшего образования: педагогический дискурс
  • 2.4. Особенности социально-образовательных отношений в контексте постмодернизационных трансформаций
  • Семинар № 2. «Эволюция подходов к изучению высшей школы: философский, социологический и педагогический дискурсы» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 3. Педагогика высшей школы: цель, объект, предмет
  • 3.1. Предмет и функции педагогической науки
  • 3. 2. Педагогика – наука и искусство, теоретическая и прикладная наука
  • 3.3.Место педагогики и психологии высшей школы в системе наук об образовании
  • 3.4. Основные принципы педагогического исследования
  • 3.5. Основные категории педагогики высшей школы
  • Семинар № 3. «Предмет, задачи, основные категории педагогики высшей школы» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 4. Качество высшего образования. Культурные цели, моральные ценности и стандарты образования.
  • 4.1. Образовательные уровни высшего образования
  • 4.3. Компетентность как ценность высшего образования
  • 4.4. Последипломное образование
  • Семинар № 4. «Современная высшая школа:
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 5. Педагогические инновации как фактор повышения качества образования
  • 5.1. Качество образовательной деятельности
  • 5.2. Сущность и критерии педагогических инноваций
  • 5.3. Организующий характер педагогической деятельности в высшей школе
  • 5.4. Принципы личностно ориентированной педагогики
  • 5.5. Исследовательское обучение
  • 5. 6. Контекстный подход к обучению в высшей школе
  • 5.7. Особенности медиаобразования. Дистанционное обучение
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 1. «Педагогика высшей школы»
  • Модуль 2. Психологические особенности деятельности в высшей школе
  • Тема 6. Психологические особенности педагогического взаимодействия
  • 6.1. Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал
  • 6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы
  • 6.3. Психологическая структура деятельности педагога
  • 6.4. Пути повышения познавательной активности студентов
  • Семинар № 6. «Психологические особенности педагогического взаимодействия» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 7. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
  • 7.1. Профессиональные способности педагога
  • 7.2. Профессиональная устойчивость преподавателя
  • 7.3. Основные компоненты педагогического мастерства
  • 7.5. Творческие аспекты деятельности преподавателя
  • Преподавателя высшей школы» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 8. Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе
  • 8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента
  • 8.2. Структура авторитета преподавателя
  • 8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента
  • 8.4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания
  • 8.5. Стратегия воспитательного процессав высшем учебном заведении: задачи, направления, методы
  • Семинар № 8. «Морально-психологическая атмосфера
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 2. «Психологические особенности деятельности в высшей школе»
  • Модуль 3. Методика преподавания в высшей школе
  • Тема 9. Психолого-педагогические требования к проведению лекции
  • 9.1. Лекция как главное звено дидактического цикла в вузе. Виды академических лекций
  • 9.2. Этапы подготовки к лекции
  • 9.3. Дидактические и методические требования к лекции
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 10. Семинарское занятие в высшей школе. Организация самостоятельной работы студентов
  • 10.1. Семинар: разновидности и функции
  • 10.2. Алгоритм методики проведения семинара
  • 10.3. Самостоятельная работа в высшей школе: формы и методы организации и контроля
  • 10.4. Педагогический контроль в высших учебных заведениях и основные формы его осуществления
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 11. Инновационные методы обучения и воспитания в высшей школе
  • 11.1. Понятие метода обучения. Классификация методов
  • 11.2. Проблемные методы обучения. Кейс-стади
  • 3. Игровые методы
  • 11. 4. Дискуссионные методы
  • 11.5. Сензитивный тренинг
  • 11.6. Тестирование
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 3. «Методика преподавания в высшей школе».
  • Литература, рекомендованная к модулю 3:
  • Модуль 4. Организация научно-исследовательской работы в вузе
  • Тема 12. Методологические основы организации научной деятельности
  • 12.1. Функциональное назначение науки
  • 12.2. Понятие методологии. Принципы научного исследования
  • 12.3. Классификация методов познавательной деятельности
  • 12.4. Основные формы научного познания
  • 12.5. Научная аргументация как логико-коммуникативный процесс
  • Научной деятельности» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 13. Диссертация как научное исследование
  • 13.1. Специфичность диссертационного исследования
  • 13.2. Подготовка к защите диссертации: этапы и основные процедуры.
  • 13.3. Основные требования к автореферату диссертации
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 4. «Методология и организация научно-исследовательской деятельности».
  • Литература, рекомендованная к модулю 4:
  • Заключение
  • 11.2. Проблемные методы обучения. Кейс-стади

    Проблемные методы базируются на целевой установке «Не от знания к проблеме, а от проблемы – к знанию!».

    К достоинствам проблемного обучения относятся следующие:

    √ студенты включаются в активную интеллектуальную и практическую деятельность;

    √ формируются интеллектуальные умения;

    √ проблемное обучение дает более глубокие знания;

    √ проблемное обучение является естественным обучением.

    При применении проблемных методов необходимо учитывать основные условия проблемного обучения :

      проблема должна вызывать интерес у обучаемого;

      должна быть доступна его пониманию (т. е. опираться на уже имеющиеся знания);

      лежать в «зоне ближайшего развития», т. е. быть одновременно и посильной и не слишком тривиальной;

      давать предметное знание в соответствии с учебными планами и программами;

      развивать профессиональное мышление.

    Кейсовый м етод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Он появился в начале XX века и использовался в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В последнее время метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга.

    Классическими школами кейс-стади являются:

    1) Гарвардская (американская). Целью метода является обучение поиску единственно верного решения. Кейс составляет 20–25 страниц текста, плюс 8–10 страниц иллюстраций.

    2) Манчестерская (европейская), которая предполагает многовариантность решения проблемы. Такой кейс составляет 10–15 страниц текста, плюс несколько приложений.

    Идеи кейс-стади довольно просты.

    √ Во-первых, метод предназначен для получения знания не по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична, т. е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и выбор решения в их проблемном поле.

    √ Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционалистских методик – демократизм в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

    √ В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

    √ В-четвертых, технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом». Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

    √ В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

    √ Наконец, в-шестых, здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы здесь так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

    Метод кейсов представляет собой по сути обучение методом ситуаций или прецедентов.

    У метода case-study есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении семинарских и практических занятий, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

    Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

    Критерии отличия кейсов от других учебных занятий :

    ▪ источник – люди, вовлеченные в ситуацию и требующие решения;

    ▪ процесс отбора информации на основе реальных учебных целей, вызывающих интерес;

    ▪ проверка – выяснение реакции студентов на кейс;

    ▪ устаревание, что требует новых подходов;

    ▪ модерация работы с кейсомработа группы (3–5 чел.) по разным темам или по одной, конкурируя между собой в поиске лучшего решения.

    Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

    иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

    учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

    учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т. д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

    прикладные упражнения , в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

    Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

    – обучающие анализу и оценке;

    – обучающие решению проблем и принятию решений;

    – иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

    Изучение предмета студентами осуществляется путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Наиболее распространенными видами кейсов являются:

    структурированный (highly structured ): минимум информации; для решения применяют определенную модель или формулу; у таких задач существует оптимальное решение;

    «маленькие наброски» (short vignettes ) : содержат 1–10 страниц текста и 1–2 страницы приложений; они знакомят с ключевыми понятиями; при разборе надо опираться на свои знания;

    большие неструктурированные «кейсы» (long unstructured cases) : объемом до 50 страницсамые сложные; информация в них очень подробнaая, в том числе и ненужная, а необходимая может и отсутствовать;

    «первооткрывательские кейсы» (ground breaking cases ): разбирающий должен предложить новое решение.

    В зависимости от поставленных задач кейсовые пакеты можно классифицировать следующим образом:

    вводный кейс сведения о наличии проблемы, ситуации, явления;

    информационный объем знаний о какой-либо проблеме, изложенный с той или иной степенью детальности;

    стратегический развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами;

    исследовательский – представление результатов анализа ситуации в форме изложения;

    тренинговый – направлен на упрочение и более полное усвоение уже использованных ранее инструментов и навыков – технических, логических и т. п.

    В зависимости от формы и внутренней структуры различаются такие виды кейсов :

    комплексный (модульный) кейс не менее 20 стр. информации, первичных данных, образцов документов и т. п.;

    кейс-изложение включает факты: рассказ о какой-либо ситуации, проблеме, путях ее решения, основные выводы;

    кейс-иллюстрация содержит некоторый пример по изучаемой теме; небольшой по объему;

    кейс-практическая задача информация о реальной ситуации для выполнения задание по теме;

    кейс со структурированными вопросами четкий перечень вопросов для обсуждения;

    кейс без структурированных вопросов –предложение выявить и обосновать пути решения проблемы, описанной в ситуации;

    По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные.

    Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций.

    Бессюжетные кейсы , как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

    Временная последовательность материала также накладывает отпечаток на жанровые особенности кейса.

    Кейсы в режиме от прошлого к настоящему характеризуются естественной временной последовательностью событий, позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи.

    Кейсы-воспоминания характеризуются тем, что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемны, фрагментарны, что создает затруднения по восстановлению временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, ее осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы.

    Наконец, прогностические кейсы дают довольно подробное описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант поведения «героя» в будущем.

    В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно условно разделить на:

    личностные кейсы , в которых действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;

    организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;

    многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.

    Кейсовые методики, во-первых, позволяют легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией; во-вторых, вносят в обучение элемент загадки; в-третьих, разбираемая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

    К достоинствам данного метода следует отнести:

    – получение навыков решения реальных проблем;

    – получение навыков работы в команде (Team Job Skills);

    – выработка навыков простейших обобщений;

    – получение навыков презентации;

    – получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

    В то же время существуют серьезные проблемы использования этого метода:

    √ во-первых, сложность, т. к. метод содержит в себе другие методы;

    √ во-вторых, особый стиль обучения, т. к. предполагает активное участие преподавателя в работе студентов;

    √ в-третьих, эффективность при использовании метода кейсов на всех занятиях данного курса.

    Стратегическими принципами развития кейсового метода являются следующие:

    ♦ внедрить его в программы подготовки специалистов по современным рыночным специальностям;

    ♦ активизировать использование метода case-study в системе дополнительного профессионального образования;

    ♦ метод case-study необходимо использовать в единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными;

    ♦ применение метода case-study должно быть методически обеспечено.

    Сase – пример, взятый из реального бизнеса, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям :

    – соответствовать четко поставленной цели создания;

    – иметь соответствующий уровень трудности;

    – иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

    – не устаревать слишком быстро;

    – быть актуальным на сегодняшний день;

    – иллюстрировать типичные ситуации;

    – развивать аналитическое мышление;

    – провоцировать дискуссию;

    – иметь несколько решений.

    Предполагается, что в бизнесе не существует однозначно правильных решений. Суть обучения методом case-study состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Например, для кого-то изменение семейного положения главы компании не является важной деталью, а другой студент может, опираясь на свой опыт, посчитать этот факт исключительно важным.

    Высокий обучающий эффект обеспечивают кейсы, которые имеют следующие характеристики:

    ▪ кейс «рассказывает»; он должен иметь фабулу;

    ▪ строить кейс желательно на современном материале, не выходя за пределы последних пяти лет;

    ▪ кейс должен вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами; должна быть описана личная ситуация главных персонажей;

    ▪ реализма и конкретики добавляют материалы из официальных и неофициальных источников; знания студента о людях, чьи высказывания цитируются, помогают интерпретации ситуации в целом;

    ▪ кейс должен содержать примеры решений, заслуживающих высокой оценки, – как прецеденты для будущих решений;

    ▪ желательно, чтобы кейс требовал принятия решений, а не простой оценки решений, ранее принятых другими;

    ▪ кейс прививает навыки профессиональной деятельности, давая студенту модель, которую он может взять за образец в реальной жизни.

    "

    Одними из последних достижений технологий обучения являются кейсы. Это который позволяет интегрировать одновременно теорию и практику. Применение его в российском образовании сегодня весьма актуально. Ведь нет ничего эффективнее, чем самостоятельное погружение в проблему и поиск решения. Разберемся подробнее, откуда возникли и какое практическое значение имеют.

    Суть метода

    Кейс-метод - это сравнительно новая технология обучения студентов. Суть ее заключается в том, что учащимся предлагают для анализа реальную ситуацию (либо максимально приближенную к реальности). При этом выбор проблемы происходит не произвольно, а с целью активизации определенного комплекса знаний. В процессе решения задачи они должны быть усвоены. Примечательно, что кейс-задача не имеет однозначного решения. Она лишь тестирует способность студента к анализу и быстрому поиску разрешения ситуации.

    Кейс-метод - это интерактивная технология. Поэтому весьма позитивно воспринимается учащимися как игра для овладения практическими навыками с использованием реального материала.

    Кейс-стади - это многоуровневая технология, которая имеет ряд признаков и особенностей. Они помогают отличать данный метод от других. Сюда можно отнести наличие социально-экономической модели, командную выработку решений, их альтернативность и единую цель.

    История

    Впервые о применении в обучении кейсов стало известно в 1924 году. Преподаватели поняли, что для аспирантской программы нет подходящих учебников. Поэтому они решили провести интервью с успешными бизнес-владельцами и составить подробные отчеты об их деятельности. Студентам предлагалось прослушивание материалов, знакомство с деталями проблемных ситуаций, с которыми сталкивались компании. Затем в ходе общего обсуждения учащиеся искали варианты выхода из ситуации.

    Постепенно этот метод корректировался и распространялся по всему миру. С 50-х годов прошлого столетия он стал популярным во всей Западной Европе, в лидирующих бизнес-школах (ESADE, INSEAD, LSE, HEC).

    В России кейс-стади - это популярная технология обучения с 2000-х годов. В настоящее время применяются не только переводные кейсы, но и авторские, созданные для соревнований, аттестации учащихся. Кроме того, открываются тематические кейс-клубы. Среди уже ставших популярными можно отметить центр карьеры НИТУ «МИСиС», клуб МГТУ им. Э. Баумана и др.

    Классификация

    Существует довольно широкая классификация кейсов по нескольким критериям: по структуре, размеру, форме представления, объекту, объему, оформлению и т. д.

    По структуре выделяют три вида: структурированные, неструктурированные и первооткрывательские кейсы. Это задачи с несколькими правильными решениями и определенным подбором данных. Отличительной чертой является их предназначение. Первые формируют умения последовательно применять теоретические знания, формулы на практике. Вторые и третьи способствуют поиску нестандартных решений.

    По размеру различают полные, сжатые и мини-кейсы. Объем полных обычно составляет до 25 страниц. Они прекрасно подходят для коллективной работы. На анализ отпускается несколько дней, по истечении которых происходит выступление команды с презентацией решения.

    Сжатые кейсы - это материалы максимум на пять страниц. Они предназначены для группового обсуждения на занятии.

    Мини-кейсы - это своего рода информационные брошюры. Нередко их используют в качестве сопутствующих иллюстраций или примеров к теоретическому материалу с вопросами.

    По способу оформления выделяют печатные и электронные материалы, аудио- и видеозаписи. В последнее время приобретает популярность флипчарт, или флип-кейс. Что это такое? Информация преподносится в виде рассказа, а главные элементы фиксируются на специальной магнитно-маркерной доске.

    Также кейсы различают по уровню сложности и дисциплинам.

    Работа метода в бизнесе

    Самой популярной областью применения кейсов является бизнес-обучение. Ведь для успешного развития в собственном деле нужны не только личные стремления и знание рынка, но и определенный опыт прошлого других компаний, которые с лихвой дают бизнес-кейсы. Что это такое?

    Это специально подготовленный материал, описывающий конкретную бизнес-проблему. Задачей преподавателя на таких занятиях является направить учащихся в правильное русло поиска решений. А для этого требуется достаточный объем данных, статистика, участие успешного менеджера в создании кейса и наличие подходящей бизнес-ситуации.

    Существенный вклад в развитие кейс-метода вносят консалтинговые и аудиторские организации. Они используют его не только в обучении, но и в собеседованиях при приеме на работу. Такая технология помогает сразу выявлять у потенциальных сотрудников способность к анализу, синтезу. Нередко в качестве первого отборочного тура проходит корпоративное кейс-соревнование. Примером этому может быть известный ежегодный чемпионат в России от компании Microsoft.

    Методика решения

    Для поиска правильного решения любого кейса используют четкий план. Первый его пункт подразумевает постановку задачи и касается преподавателя. На втором месте стоят просмотр кейса и определения тем. Здесь важно схематично описать ситуацию с выделением ее главных компонентов. На третьем этапе учащиеся должны поставить диагноз, то есть выяснить, почему человек или компания испытывает кризис, и сформулировать проблему. Следующим действием будет разработка путей решения. Только после оценки всех вариантов и выбора подходящего можно переходить к разработке стратегии реализации и презентации выводов аналитической работы.

    Возможности

    Сегодня кейс-технология - это весьма востребованный метод обучения, который имеет ряд преимуществ или возможностей. Необходимость внедрения ее в практику учащихся предполагает две веские причины. Во-первых, студенты должны не просто получать «сухие» теоретические знания, но и формировать навыки мыслительной деятельности и менять парадигмы мышления в зависимости от конкретной ситуации. Во-вторых, специалист должен обладать определенными личностными качествами: оптимальным поведением в кризисных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий.

    Стратегия развития

    Несмотря на эффективность кейс-метода, он может использоваться далеко не в каждой дисциплине. А только там, где требуется формирование соответствующих навыков и личностных качеств. Отсюда можно четко сформулировать стратегию развития этой технологии. Во-первых, метод должен активно применяться в процессе обучения тех людей, которые избрали рыночные профессии (менеджер, экономист, брокер, имиджмейкер), где доминирует ситуативная деятельность. Во-вторых, он весьма актуален в переподготовке кадров, помогает модернизировать знания и навыки. И конечно же, кейс-метод должен быть далеко не единственным в арсенале преподавателей, а идти в сочетании с традиционными методами (например, лекционным материалом).